Меню
Каталог
г. Москва, Волгоградский проспект, дом 42к42А, офис 10
Пн-Вс: 08:00 до 21:00
Главная Статьи Средства досмотра багажа

Средства досмотра багажа

Средства досмотра багажа

Основная классификация и особенности оборудования

К средствам досмотра личных вещей и багажа сегодня относят сразу несколько типов оборудования. Некоторые из них имеют узкую специфику, ориентированы на выявление запрещенных к провозу или опасных веществ — взрывчатых, наркотических, токсичных. Остальные имеют более общую специализацию. Основная классификация включает:

· металлодетекторы;

· установки для контроля уровня радиационного излучения;

· системы телеметрии и визуального осмотра;

· детекторы, определяющие взрывчатые и наркотические вещества;

· интроскопы для рентгеновского досмотра багажа и пассажиров.

В каждой подгруппе используется оборудование, имеющее свои конструктивные и технические особенности, принципы работы. В России к применению разрешены только досмотровые системы, имеющие соответствующий сертификат, подтверждающий их соответствие действующим стандартам. Оборудование, прошедшее такую проверку, должно соответствовать следующим критериям:

· обеспечивать высокую пропускную способность;

· поддерживать длительную непрерывную работу;

· гарантировать минимальное нанесение возможного вреда объекту контроля;

· иметь высокую скорость и точность детекции;

· исключать возможное ложное срабатывание из-за внешних помех;

· занимать как можно меньше места на территории объекта.

Именно эти факторы сегодня являются основополагающими при выборе систем досмотра багажа и ручной клади для коммерческого и частного использования.

Классификация по методам детекции

По принципу своей работы технические средства досмотра багажа могут подразделяться на:

1. Использующие физические методы контроля. Они применяются при проверке грузов, почты, бортовых припасов, а также провозящихся гражданами личных вещей. Представлены в виде аппаратных комплексов и средств индивидуального применения.

2. Стационарные рентгено-телевизионные (интроскопы). Они используют для детекции данные, получаемые в виде теневого изображения объектов после просвечивания в установке. Обработка информации сочетает в себе работу программных и аппаратных компонентов. Представлены в виде комплекса оборудования, совмещенного с лентой транспортера, по которой движется багаж.

3. Томографические. Они используют в своей работе принцип магнитно-резонансной томографии, позволяющий выявлять жидкие вещества и металлы в багаже и ручной клади пассажиров.

4. Переносные интроскопы. Мобильные установки, оснащенные твердотельным или телевизионным принимающим элементом. Они необходимы для проверки оставленного и забытого багажа, предметов ручной клади в зоне аэропортов или на борту самолета без их смещения и контактного досмотра.

5. Аппаратные металлодетекторы и оборудование для проверки взрывчатых веществ. Могут быть стационарными (рамки) и портативными, применяемыми при более тщательном досмотре. Как правило, они универсальны, поскольку используют методы физического контроля, без применения рентгеновского излучения.В некоторых случаях такие средства входят в состав комплекса стационарного интроскопа.

6. Одноракурсные и многоракурсные системы. Вторые намного точнее определяют не только теневые очертания предметов и объектов, поскольку обеспечивают контроль сразу с нескольких позиций, создают объемное изображение.

Каждая из этих групп оборудования выполняет свои функции. Одни средства рассчитаны на оперативное распознавание металлов и конкретных веществ. Другие позволяют анализировать и контролировать соответствие провозящихся предметов нормам безопасности в комплексе, без значительных потерь времени. В этом современные стационарные установки значительно превосходят свои мобильные аналоги.

Функциональные особенности средств для досмотра багажа и ручной клади

Большая часть процессов досмотра в аэропортах и таможенных терминалах сегодня хорошо знакома большинству пассажиров. Повышение мер безопасности при международных перелетах привело к совершенствованию методов контроля. Современные технологии, используемые в этой сфере, доставляют минимальные удобства, позволяют существенно повысить скорость работы сотрудников. Чтобы разобраться в том, для каких целей служат средства досмотра багажа и ручной клади, стоит более внимательно рассмотреть их функциональные возможности и особенности.

Интроскопы

Под этим названием скрываются рентгеновские системы досмотра, пригодные для контроля багажа, ручной клади, крупногабаритных грузов. Они представляют собой изолированную защитным экраном камеру, куда по ленте транспортера поступают объекты, подлежащие исследованию. Кратковременное облучение позволяет избежать негативного влияния на багаж и ручную кладь пассажиров. При этом по эффективности и точности контроля интроскопы превосходят все другие варианты техники. Среди их особенностей можно отметить:

1. Возможность построения двухмерных или многомерных проекций предметов.

2. Цветовую классификацию объектов с разной атомной массой.

3. Распознавание оружия, взрывчатых веществ, предметов органического происхождения (в том числе растительного или животного).

4. Высокую скорость и точность работы. Досмотр 1 объекта занимает минимум времени, благодаря автоматизации процесса.

5. Отсутствие ограничений по продолжительности непрерывной эксплуатации.

Современные системы рентгеновского контроля способны на большее. Они позволяют за несколько секунд вывести на экран полную проекцию внутреннего пространства чемодана, рюкзака или сумки, включая потайные и скрытые отделения, выявить оружие, взрывчатые вещества, жидкости, запрещенные в транспортировке.

Металлодетекторы

Эти средства досмотра используются как отдельно — в качестве меры первичного выявления источников опасности, так и в составе более сложных устройств. В большинстве случаев тотальная проверка багажа и предметов ручной клади не производится. Детекторы, установленные на входах в объекты транспортной инфраструктуры, достаточно точно определяют оружие и другие предметы, запрещенные к проносу и провозу. Соответственно, на бытовые детали из металла: пряжки ремней и чемоданов, корпусные части часов, такие средства контроля не срабатывают. В случае с более тщательной проверкой багажа, при выявлении потенциально опасного содержимого здесь чаще всего применяется дополнительный ручной досмотр.

Детекторы радиационного контроля

Они не менее важны, поскольку попытки провезти ядерные элементы на борту воздушного судна могут представлять серьезную угрозу для жизни и здоровья большого количества людей. Здесь применяют пешеходные мониторы и детекторы, встроенные в рамки металлоискателей. В комплексных системах досмотра багажа они не используются. При выявлении следов излучения проводится дополнительная проверка ручной клади и личных вещей.

Газоанализаторы

Эти приборы могут быть представлены в виде портативных элементов или входить в комплекс оборудования, используемого на территории транспортного узла, зоны таможенного досмотра. Они предназначены для выявления взрывчатых веществ, в том числе в сверхмалых дозах. Забор проб осуществляется при помощи потока воздуха, процесс проверки занимает секунды. За это время прибор сверяет полученные данные с химическим составом наиболее распространенных веществ.

Современные газоанализаторы — детекторы взрывчатки, работают по технологии спектрометрии, изучающей подвижность ионных частиц. Она обеспечивает максимальную точность проверки. Кроме того, совмещая программные и аппаратные компоненты, такие системы можно дополнять сведениями о новых веществах и химических соединениях, просто обновляя ПО.

Газоанализаторы редко используются отдельно от других средств контроля. Чаще всего их устанавливают вместе с металлодетекторами и другими элементами досмотра, исключая любые неудобства для добросовестных пассажиров. В этом случае большая часть процедур проверки проходит незаметно, без прекращения движения людей, более пристальное внимание уделяется лишь объектам, имеющим показатели, отличные от нормативных.

Не только багаж: универсальные досмотровые установки

Помимо пассажирской авиации, практика контроля за провозом потенциально опасных предметов и веществ введена и в сфере грузовых перевозок. Здесь используются специальные виды досмотров на воздушном транспорте, позволяющие тщательно проверить не только сами объекты контроля, но и тару, в которой они отправляются. В первую очередь — это интроскопы, через которые на ленте транспортера проходит груз. Конечно, технические средства досмотра транспорта имеют более крупные габариты, но принципы их работы абсолютно идентичны тем, что применяются при проверке ручной клади.

Рентгенотелевизионные установки, используемые для контроля, представляют собой системы, позволяющие без повреждения упаковки или пломбировки выявить наличие или отсутствие нарушений, установленных требованиями безопасности. Мобильные устройства для досмотра груза и багажа могут использоваться даже в полевых условиях, их применяют в экстренных ситуациях или в случае временного увеличения пассажиропотока. Часто здесь применяются компоненты, работающие по технологии обратного рассеивания, комбинирующие и проникающие, и отраженные лучи. Получение данных от таких комплексов становится более точным, особенно когда речь идет об органических соединениях и контрабанде растительного сырья.

Стоит учесть, что помимо увеличенных габаритов тоннеля, через который проходит проверка, средства для проверки грузов имеют и другие значимые отличия. В них используется наземная лента транспортера, облегчающая погрузку, установлены более мощные излучатели, позволяющие сделать досмотр эффективным. Чаще всего такие комплексы формируют не двухмерное изображение, а объемную проекцию, существенно облегчающую идентификацию предметов на экране телемонитора.

Важные моменты в эксплуатации средств для досмотра багажа и ручной клади

Существуют определенные требования, которым должны соответствовать средства для досмотра, применяемые при исследовании ручной клади и багажа. Они установлены стандартом ГОСТ Р 55249-2012. Именно он определяет, какой вид излучения применяется для досмотра багажа, а также нормирует продолжительность и интенсивность воздействия. Так, на расстоянии в 5 см от корпуса оборудования для рентгеноскопического исследования мощность излучения не превышает 0,03 мкР/с, что соответствует стандартному фону любой улицы современного мегаполиса. Фактически это означает, что современные интроскопы не более опасны для багажа и пассажиров, чем воздух на территории аэровокзала.

Важно также учесть, что современные установки для рентгеновского контроля не оказывают влияния на фотоматериалы, чувствительность которых достигает 1600 ед. Если в багаже находится пленка с более высокой чувствительностью, о ее наличии следует предупреждать сотрудников службы досмотра заранее.